Оформлен первый морской перевозочный документ в электронном виде

Оформлен первый в России тестовый электронный коносамент (морской перевозочный документ)

Оформлен первый в России тестовый электронный коносамент (морской перевозочный документ)
Главная Кейсы Оформлен первый в России тестовый электронный коносамент (морской перевозочный документ)1
Дата публикации: 10.06.2024
355

В России оформлен и передан в госсистему Минтранса первый электронный морской перевозочный документ. Пионером внедрения выступила одна из крупнейших транспортно-логистических компаний в России – группа FESCO, а оператором – один из крупнейших в стране операторов электронного документооборота, разработчик сервиса для обмена электронными перевозочными документами 1С-ЭПД – ГК «Астрал».

Документ оформлен в тестовом контуре Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) Минтранса России (разработчик системы - ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»). В систему в рамках пробной интермодальной перевозки груза успешно переданы транспортная накладная, путевой лист и впервые – морской коносамент в электронном формате.

В рамках перевозки, которая состоялась 31 мая - 4 июня, груз в универсальном контейнере со склада был доставлен автотранспортом во Владивостокский морской торговый порт (ВМТП, входит в FESCO) и далее на судне перевезен в порт Корсаков (Сахалинская область).

Апробирование и внедрение электронного каботажного коносамента — это первый шаг на пути применения безбумажных технологий в сфере отечественного мореходства.

Оформление первого тестового электронного коносамента проведено в рамках подготовки к запуску в 2024 году возможности оформления в ГИС ЭПД шести типов документов для перевозки грузов на морском и речном транспорте, а также в рамках тестирования мультимодальных перевозок в рамках создания Национальной цифровой транспортно-логистической платформы “ГосЛог”. Все необходимые нормативно-правовые акты, позволяющие использовать электронные перевозочные документы на водном транспорте наряду с бумажными, приняты в конце мая - первых числах июня.

«Внедрение электронного документооборота на всех видах транспорта является первоочередной задачей Минтранса. Мы начали с автомобильного сегмента, самого многочисленного, ведем работу на железнодорожном транспорте – стыкуем ГИС ЭПД и систему «ЭТРАН». Настала пора и водного транспорта. Первый коносамент, оформленный в электронном виде – важная веха на пути создания Национальной транспортно-логистической платформы, в рамках которой перевозки всеми видами транспорта будут оформляться именно в электронном виде» – сказал Заместитель министра транспорта России Дмитрий Баканов.

«В рамках проекта Национальной цифровой транспортно-логистической платформы, совместно с компанией FESCO мы провели пилот по апробации электронного каботажного коносамента в цепочке «Авто-Море-Авто». Результатом пилота станет сквозной обмен электронными документами на межгосударственном уровне, что послужит отправной точкой для запуска обмена информацией со странами АСЕАН, БРИКС, ШОС и ЕАЭС. В успешном будущем ГИС мы не сомневаемся, мы постоянно ведем работу по подготовке позиции по нормативно-правовых актам и разъяснениям по трактованию НПА совместно с государственными органами в рабочих группах», - сказал Директор по развитию бизнеса ГК «Астрал» Степан Терехин.

«Первая передача цифрового морского коносамента в ГИС ЭПД — это важный шаг к внедрению бесшовной среды и электронного документооборота при оформлении морских и интермодальных перевозок в рамках Национальной транспортно-логистической платформы. Большинство ключевых игроков транспортной отрасли заинтересованы в этом решении, так как оно открывает новые возможности для развития бизнеса. Транспортная группа FESCO — в числе таких компаний, поэтому мы стараемся быть одними из первых, кто внедряет новые технологии и цифровизует бизнес-процессы при организации грузоперевозок», - сказал вице-президент по информационным технологиям FESCO Дмитрий Суровец.

«Пилотный проект по электронному коносаменту ведет нас к тому, что в ближайшее время в системе появятся новые «водные» документы. Подчеркну, что внедрение электронных перевозочных документов прежде всего связано с созданием нормативно-правовой базы. Недостаточно организовать процесс технически – необходимо, чтобы электронный документ был всеми признан, были отлажены процедуры обмена необходимой информацией. Общими усилиями с Минтрансом России, Федеральной Налоговой Службой, АЦТЛ, представителями бизнеса мы сделали многое для того, чтобы Федеральными законами № 294-ФЗ от 10.07.2023 и № 28-ФЗ от 26.02.2024 были внесены изменения в Кодекс торгового мореплавания и Кодекс внутреннего водного транспорта. А сегодня, совместно с представителями отрасли, мы убедились в возможности технической реализации этих новшеств в системе,»- сказал генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов.

«При непосредственном участии Ассоциации к работе с ГИС ЭПД были привлечены крупнейшие логистические и пассажирские компании, сейчас на очереди морские и речные перевозки. Мы – как центр компетенций по цифровой трансформации транспортного комплекса России рады, что первый электронный коносамент оформлен двумя участниками Ассоциации – группой FESCO и ГК «Астрал», а значит наша площадка показывает реальные результаты по внедрению новых электронных документов на транспорте и расширению круга участников электронного документооборота на транспорте», – сказала директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.

Справка о ГИС ЭПД:
С 1 сентября 2022 года в России стало возможно через ГИС ЭПД оформить электронную транспортную накладную, электронную сопроводительную ведомость и электронный заказ-наряд. С 1 марта 2023 года перечень документов расширился и стал включать электронный путевой лист, электронный договор фрахтования и электронный заказ (заявки).

Общий объем оформленных через систему документов идёт на миллионы. В системе работают компании из 83 регионов России. Создана конкурентная среда – 11 операторов ИС ЭПД.

Долговременные перспективы развития ГИС ЭПД связаны с ее тиражированием на все виды транспорта: железнодорожный, авиационный, морской и речной, а также на все виды перевозок: внутренние, по территории Российской Федерации, а также международные - экспорт, импорт, транзит. Пока работа с ГИС ЭПД для всех перевозчиков является добровольной, но планируется постепенный переход к обязательному использованию электронных документов. Развитием ГИС ЭПД является переход к созданию национальной цифровой транспортно-логистической платформы «ГосЛог».

Хотите узнать больше про 1С-ЭПД?

Оставьте заявку, а мы расскажем обо всех возможностях сервиса

handWithPhone